Какими санкциями грозят должникам по коммуналке

Общий долг россиян по квартплате в мае этого года достиг небывалой величины — 1 триллион рублей. Как принуждают граждан оплачивать счета вовремя и насколько эффективны принимаемые меры? Что предпринимает Правительство, чтобы нивелировать ситуацию с долгами? Когда будет введен в действие закон о повышении платежной дисциплины граждан и насколько «драконовскими» будут прописанные в нем нормы?

Какими санкциями грозят должникам по коммуналке
Что грозит должникам сейчас
По данным «Национальной службы взыскания», одного из крупнейших в России коллекторских агентств, внутренняя структура громадной задолженности выглядит следующим образом: 15% этой суммы составляют неплатежи за холодную воду, вывоз мусора и ремонт общего имущества, 20% — долги по оплате поставок электроэнергии, 25% — просрочки платежей за газ. Львиную долю, 40%, составляют задолженности за отопление и горячую воду.
По мнению специалистов, все существующие на сегодняшний день меры по борьбе с неплательщиками, при всей их внешней серьезности, ощутимо в лучшую сторону ситуацию с долгами не меняют.
Так, например, юристы отмечают, что изъять квартиру за долги у собственника практически нереально. Во-первых, это можно делать только в том случае, если у должника есть в собственности другое пригодное для проживания помещение. А, во-вторых, долг по «коммуналке» должен быть сопоставим с кадастровой стоимостью объекта недвижимости. Учитывая, что сейчас она максимально приближена к рыночной, суммы должны быть попросту астрономическими. Нанимателя, конечно, выселить гораздо легче, но тут все упирается в тот факт, что у большинства муниципалитетов попросту отсутствует маневренный жилой фонд для подобных действий.
«Отрезать» квартиры от основных инженерных сетей (газа, электричества, воды, канализации) коммунальщики также не спешат. Это в большинстве случаев невозможно технически. Кроме того, нередко это чревато встречными санкциями, поскольку существуют категории граждан, в отношении которых такие меры применять попросту запрещено. О какой-либо действенности профилактических бесед говорить вообще смешно.
Более или менее сносно работает, пожалуй, только запрет на выезд за рубеж да обращения в суд. Но, во-первых, доля граждан, могущих позволить себе отдых в другом государстве, в общем числе неплательщиков довольно мала. А, во-вторых, дела в суде могут рассматриваться месяцами (суды завалены подобными исками УК к гражданам, что называется, по горло), да и далеко не во всех случаях возможно достижение быстрого результата.
И что будет через пару месяцев
Похоже, что для исправления катастрофической ситуации у Правительства РФ есть лишь один выход — ужесточить штрафные санкции. И оно, судя по всему, настроено быстро и решительно «перейти Рубикон» в вопросе повышения платежной дисциплины граждан. Так, 21 мая премьер-министр Дмитрий Медведев заявил — механизм должен заработать уже к осени этого года.
Следовательно, с большой долей уверенности можно говорить о том, что относительно точная дата вступления в силу соответствующих законопроектов — № 348213-6 и № 500410-6 — уже определена. Осталось только понять, насколько «драконовскими» будут прописанные в них нормы.
А они, судя по всему, действительно будут таковыми. Взамен отклоненного в конце апреля предложения Минстроя предложения (об увеличении штрафов за неплатежи до 17,7;% годовых с 91 дня просрочки) Минэнерго внесло на обсуждение в Госдуму свои — увеличить штрафы до 23% годовых с 31 дня просрочки.
Мы поинтересовались у Максима Ланды, руководителя одной из секций («Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» — «СП») экспертного совета думского комитета по энергетике, насколько оправдана столь жесткая позиция Минэнерго и насколько далеко идущими могут быть последствия?
— По состоянию на 14 мая 2015 года общая задолженность участников розничных рынков электрической энергии составила 208,8 миллиарда рублей (+54,1 миллиарда к началу года), за газ — 163,3 миллиарда, за потребленную тепловую энергию — 178,9 миллиарда, а за воду и услуги водоотведения перед организациями водопроводно-канализационного хозяйства — около 15 миллиардов. Откладывать дальше решение проблемы нельзя — сложившаяся ситуация приводит к увеличению тарифной нагрузки на добросовестных потребителей, поскольку расходы по обслуживанию кредитов участников рынка из-за неплательщиков закладываются в регулируемые тарифы.
Так что эта позиция Минэнерго – вынужденная. После того, как в конце 2014 года процентные ставки по банковским кредитам взметнулись вверх, потребителям стало выгодней кредитоваться за счет энергокомпаний – зачем привлекать более дорогие кредитные средства на свои операционные расходы, когда можно просто не платить энергетикам, экономя на разнице между низкими штрафами и высокими банковскими процентами? Таких перекосов в экономике быть не должно.
Хотя сам по себе рост штрафных санкций и размера пеней – палка о двух концах. И одним из них экономике самих энергокомпаний может быть нанесен болезненный удар. Рост пеней приведет к увеличению общего объема задолженности. Следовательно, налогооблагаемая база увеличится тоже. А ухудшение финансовых показателей энергокомпании автоматом затруднит привлечение кредитных средств на оптимальных условиях и приведет к увеличению тарифов для населения и других конечных потребителей.
«СП»: — С экономической точки зрения здесь, может быть, все верно. Но, вот, например, «минстроевское» предложение было снято с обсуждения как способное вызвать широкое народное возмущение. А если поправки энергетиков пройдут в неизменном виде, то нетрудно представить, как на это отреагируют граждане. Что мешало двум министерствам раньше найти какой-то компромисс?
— На мой взгляд, специалистам Минэнерго и Минстроя необходимо подойти к решению проблемы неплатежей совместно и комплексно. Еще в 2013 годы эксперты нашей секции разработали так называемую матрицу законодательных инициатив для решения проблемы неплатежей. Проделана огромная работа, результаты этого труда находятся в открытом доступе. Нужно лишь приложить минимум усилий — взять, рассмотреть, сократить/дополнить, оформить.
Но нет, двум министерствам оказалось проще взять предложения отдельных сегментов рынка, инициировать два законопроекта, получить конфликт интересов по пересекающимся темам, и затянуть в итоге, их рассмотрение почти на два года, вплоть до резкого роста долгов.
«СП»: — Кстати, о резком росте долгов. На кого, по вашему мнению, в первую очередь следует возлагать ответственность за это? И как предупредить дальнейшее развитие ситуации в этом ключе?
— Самое страшное зло для отрасли – недобросовестные перепродавцы. Они собирают с населения деньги, чтобы потом исчезнуть с ними в неизвестном направлении. В общей структуре задолженности, например, перед поставщиками тепла, доля неплатежей от таких посредников (а это различные УК и ООО) составляет от 50 до 70%.
Чтобы этого избежать, здесь надо в первую очередь совершенствовать имеющуюся нормативную базу. Если не исключить возможность систематического вывода средств из экономики энергетических предприятий через недобросовестных посредников, то ситуация с ростом неплатежей кардинальным образом не изменится.
Большинство экспертов нашей секции уверено — для ресурсоснабжающих организаций следует предусмотреть возможность перехода на прямые расчеты с населением. Вот, скажем, посредник обанкротился или помахал всем остальным участникам процесса ручкой из какого-нибудь офшора. Кому в итоге выставлять повышенные пени и штрафные санкции? А «ресурсник» со своими станциями, сетями и ресурсами никуда деться не сможет.
«СП»: — Получается, что в ближайшей перспективе ничего хорошего гражданам имеющим долги по коммуналке, ждать не придется?
— Ну почему же. Мы, например, несколько дней назад обратились к директорам ресурсоснабжающих организаций и энергокомпаний с просьбой поддержать всероссийскую акцию «Старые долги — по старым тарифам».
Дело в том, что в начале лета платежная дисциплина граждан традиционно снижается. А уже 1 июля 2015 года, одновременно со вступлением в силу закона о банкротстве физлиц, вводятся в действие новые, повышенные тарифы на коммунальные услуги. И есть серьезные опасения, что в совокупности эти два фактора могут спровоцировать еще больший рост задолженностей по коммунальным платежам.
Подключаясь к акции, компания, во-первых, публично напоминает гражданам о необходимости своевременной уплаты долгов за энергоресурсы и услуги ЖКХ до момента вступления в силу новых тарифных решений. А, во-вторых, получает шанс гарантированно вернуть себе какую-то часть долгов, ведь для многих граждан перспектива при расчете заплатить меньше довольно привлекательна.
«СП»: — А каков конкретный механизм ее реализации?
— Условия могут варьироваться с учетом специфики региона. Где-то может быть объявлен мораторий на начисление пени и штрафных санкций, если долг будет полностью погашен в определенный срок. Или должнику будет предоставлена возможность заключить соглашение о реструктуризации долга (если будет производиться полная ежемесячная оплата текущего потребления энергоресурсов, и при этом фиксированная часть старого долга будет погашаться по старому тарифу). Особенно актуальным и востребованным может стать разработка специальных условий погашения задолженности для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. К таковым я отношу, например, держателей валютной ипотеки и пострадавших в результате стихийных бедствий.
«СП»: — И как отреагировали ресурсники в регионах? Пожалуй, вряд ли стоит ожидать от них активности, ведь выгоднее предъявить счет должникам после 1 июля. Есть ли сторонники у этой акции?
— Ну, подводить итоги активности тех или иных регионов несколько преждевременно, думаю, предварительный анализ можно будет сделать после 15 июня. Некоторые компании находятся еще в стадии принятия соответствующих решений.
Первая реакция следующая – большинство частных компаний в этой акции увидели возможности, а большинство государственных – препятствия. Это нормально, кому-то проще ничего дополнительно не делать, а кто-то, не откладывая в долгий ящик, стал вносить корректировки в свои текущие планы.
На сегодняшний день к акции уже точно присоединились энергокомпании и ресурсоснабжающие организации в следующих областях: Архангельская, Амурская, Кемеровская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Вологодская, Воронежская, Тульская, Ростовская, Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Тамбовская, Пензенская Пермская, Кировская, Костромская, Новгородская, Ярославская, Свердловская, Владимирская, Ивановская. Кроме того, положительно эту идею оценивают в республиках Адыгея, Бурятия, Марий Эл, Карелия, Чувашия, Мордовия, Коми, Удмуртия, а также в Краснодарском крае.
Самыми активными сторонниками акции пока стали: «Кузбассэнергосбыт», Группа компаний «ТНС энерго», Российские коммунальные системы (РКС), «Территориальная генерирующая компания №2» (ТГК-2), «Энергосбыт Плюс» (КЭС). С большой долей вероятности в акции примет участие «Мосэнергосбыт».
Каждая энергокомпания адаптирует условия акции под свои возможности. «Энергосбыт Плюс» (КЭС), например, планирует предложить своим потребителям специальные условия реструктуризации задолженности и объявить амнистию на начисление пеней при условии полного погашения долга до 01.07.2015.
Акция не требует каких-то дополнительных усилий и затрат, вся работа ведется в рамках обязательного раскрытия информации об изменении тарифов. Думаю, осенью мы подведем ее итоги. Если опыт окажется положительным, компании сами возьмут его «на вооружение». Так было, например, с «Золотой опорой», инициированной еще в нулевые РАО «ЕЭС России». Практика поощрения добросовестных потребителей из числа юридических лиц прижилась во многих регионах.
Фото: Александр Рюмин/ ТАСС
Читайте далее: http://svpressa.ru/realty/article/124123/