Правовые основы возмещения имущественного вреда реабилитированному
Правовые основы возмещения реабилитированному имущественного вреда представляют собой совокупность правовых норм, действие которых направленно на регулирование соответствующей области общественных отношений, включающих в себя основания и условия возникновения права на возмещение вреда, порядок признания и реализации указанного права реабилитированным, права и обязанности всех участников данных правоотношений, а также порядок действий дознавателя, следователя и суда по возмещению имущественного вреда указанным лицам.
Конкретизируя данное определение, можно уточнить, что правовой основой возмещения имущественного вреда реабилитированному являются любые правовые источники, направленные на регулирование исследуемых правоотношений.
Считаем логичным их рассмотрение в последовательности, начиная с правового акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Таким актом, безусловно, является Конституция Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба, тем самым гарантируя полноценную защиту его прав и законных интересов, а также обеспечение компенсации причинённого ущерба. К потерпевшим в данном случае следует относить не только лиц, предусмотренных ст. 42 УПК, но и любых лиц, которым в результате незаконных или необоснованных действий дознавателя, следователя, прокурора или суда причинён вред.
Как справедливо отмечает Л. Н. Масленникова, под потерпевшим от злоупотребления властью следует понимать любое физическое лицо, привлеченное, вовлеченное или допущенное в сферу уголовного судопроизводства, в отношении которого в той или иной степени допущены незаконные или необоснованные действия либо решения, нарушившие права или законные интересы данного лица.
Такого же мнения придерживается В. В. Владимирова, которая уже в заголовке своей монографии, посвященной проблемам компенсации морального вреда лицам, незаконно подвергнутым уголовному преследованию, использует термин «мера реабилитации потерпевшего».
Ключевой нормой, регулирующей вопросы реабилитации, является ст. 53 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Данным положением на самом высоком законодательном уровне закреплен общий принцип имущественной ответственности за вред, причинённый гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц. Можно выделить следующие его характерные черты:
- главным субъектом ответственности за действия государственных органов и их должностных лиц является государство;
- вред, причинённый незаконными действиями, подлежит возмещению независимо от национальности, пола, возраста и других признаков пострадавшего;
- возмещению подлежит любой вред и в полном объёме;
- возмещается только тот вред, который находится в прямой причинно- следственной связи с незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц;
- основанием для возмещения вреда является незаконность действий (бездействия) органа или должностного лица независимо от наличия или отсутствия в его действиях какой-либо вины.
Названное конституционное право согласно ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям.
Существенная роль в правовой регламентации возмещения вреда реабилитированным отведена также принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Одним из наиболее важных источников международного права является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в ст. 8 которой закреплено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Согласно ст. 9 этой же Декларации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Не менее важным в свете исследуемой темы является Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая закрепляет ряд положений о признании и защите прав пострадавших в сфере уголовного судопроизводства:
- каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу имеет право на компенсацию (ч. 5 ст. 5 Конвенции);
- каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции).
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. , содержит схожие с Конвенцией 1950 г. положения, но в постановке, обращенной к самому государству:
- каждое участвующее в Пакте Государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (п. «а» ч. 3 ст. 2 Пакта);
- каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой (п. 5 ст. 9 Пакта);
- если какое-либо лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в своё время обнаружено исключительно или отчасти по его вине (п. 6 ст. 14 Пакта).
Международным правовым актом, направленным на всемерную защиту лиц, пострадавших от действий государственных органов является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.. Согласно ч. 1 ст. 14 Конвенции, каждое Государство-участник обеспечивает в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки право на компенсацию предоставляется его иждивенцам.
Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1985 г. призвана содействовать максимальной защите прав лиц, которым наносится ущерб в результате преступлений и злоупотреблений властью. Положения данной Декларации относятся к числу тех общепризнанных принципов, которыми надлежит руководствоваться как законодательным, так и правоприменительным органам.
Раздел «В» данной Декларации посвящен проблемам жертв злоупотребления властью. Согласно п. 18 под «жертвами» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинён вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, ещё не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.
Данное определение в полной мере относится к лицам, пострадавшим от незаконных или необоснованных действий органов предварительного расследования и суда.
Пункт 21 этой же Декларации предписывает государствам развивать и широко обеспечивать права и средства правовой защиты для жертв злоупотребления политической или экономической властью.
Немаловажное положение закреплено в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г., согласно которому ущерб, причинённый в результате действий или упущений государственного должностного лица в нарушение прав, содержащихся в настоящих принципах, подлежит возмещению согласно применимым нормам об ответственности, предусмотренным внутренним законодательством (п. 1 принципа 35 Свода).